Правильная осанка – это не только красивая спина и правильная походка, это ещё и здоровье позвоночника, и всех внутренних органов. Это правильная работа органовдыхания, пищеварения, нормализации неровной системы и кровообращения. Поэтому переоценить значение правильной осанки невозможно.

Однако мало кто знает, что ровная осанка не врождённая. Она вырабатывается в процессе жизни человека. Очень важное значение имеет, физическое воспитание ребенка. Особенно это касается детей с двигательными нарушениями, такие дети значительно отстают в физическом развитии, такой ребенок не может удерживать себя вертикально, в положении сидя, из за поясничного кифоза и гипертонуса задней группы мышц, сидит с круглой спиной.

Основные факторы, влияющие на установку неправильной осанки у детей с двигательными нарушениями, врожденные и приобретенные.

Врожденные нарушения осанки происходят из-за:

- врожденный вывих бедра;

- кривой шеи;

- аномальные деформации стоп;

- дистрофия развития позвоночника (спина бифида);

- родовая травма

- анатомические особенности грудной, таза;

Приобретенные нарушения осанки происходят из-за:

- недоразвитие мускулатуры;

- отсутствие физических упражнений;

- последствия рахита;

- неправильный режим и распорядок дня;

- неправильное присаживание или место для сна и кормления;

 

 

Сидение в позе W (Х-образные ноги)

Основная проблема такого присаживания в неестественном положении тазобедренного сустава, который  закручивается во внутрь до 90 градусов, предел физиологического движения 36 градусов; тазобедренное сгибание; стопы в положении гиперпронации (расположены наружу).

У такого ребенка во время хотьбы, колени приведены друг к другу, стопы расположены на внутренний край стопы (плосковальгусные стопы).

Присаживание на коленки

В такой позе ухудшается кровообращение,  трофика мышц, атрофируются мышцы; сильно напрягается поясница, формируя гиперлордоз поясничного отдела, либо кифоз поясничный; гиперразгибание (hiperextension)  и укорачивание шейных мышц; стопа в положении сгибания (plantar flexion) и супинации (смещается вовнутрь), если рассматривать положение стопы отдельно, это сильная провокация укорачивания трехглавой мышцы голени (икроножная  мышца 2, камбаловидная 1) и ахиллово сухожилие, которое соединяет эти  мышцы.

Такой ребенок, во время хотьбы подгибает колени, таз смещается назад, туловище вперед. Голова находится в гиперэкстенизии (закидывает назад). Сильное тазобедренное сгибание. 

Присаживание «по турецки» (О-образные ноги)

В такой позе ребенок сидит на крестце, с согнутыми ногами, крестом перед собой, спина круглая, грубый кифоз в грудном и поясничном отделе. В таком положении ребенку приходиться выглядывать из под круглой спины и смотреть вверх, что ведет к укорочению шейного мыжц сзади, шея в таком положении находится не вертикально, а наклонена ближе к низу на 45%. Такое расположении шеи при выпрямлении туловища ведет к запрокидывании головы назад. Отдел таза тоже страдает из-за частых сидений на крестце, он деформируется, продавливается во внутрь и принимает форму «тарелки»  с выпуклостью  наружу. Стопы находиться в супинации (смещаются вовнутрь).

Такой ребенок в основном опирается на внешнюю сторону стоп, колени в согнутом положении, таз опущен к низу, спина круглая, голова наклонена вперед.

 

Присаживание на стул для кормления (с опорой ног, и без).

Менее безопасный метод присаживания в таком положении,  спина находиться в более менее в  ровном положении,  ноги согнуты в коленях; такое положение для ребенка, который не ходит или ходит до 10 шагов в день, происходит укоранивание задней группы мышц. В большей степени, так же не формируется естественный лордоз в пояснице.

Во всех перечисленных методах сидения, неправильных физиологически,  помимо деградации мышц и деформации костей, ухудшается кровообращение в тазу и в нижних конечностях, что еще более  ухудшает, крайне нездоровое физическое состояние ребенка.

Резюмирую выше перечисленные методы присаживания, то есть - во всех положениях у ребенка согнуты ноги, таз вогнут во внутрь, спина круглая, шея укорочена сзади, стопы имеют патологическую форму, отягощение добавляет слабая двигательная активность (гиподинамия) ребенка, - ведь он еще не ходит. Ребенку с согнутыми ногами в коленях сложно удерживать равновесие сидя, в основном из-за слабой гравитации ног и поясничного кифоза.  

Для нормальной ходьбы с пятки на носок, необходима физиологическая длина задних мышц. С короткими задними мышцами  ребенок ходит на «носочках», не может сделать шаг вперед, ему не хватает нормальной длины задних мышц. Если ребенок вдруг  опустит пятку после расслабления мышц, то он выпятит таз назад, и наклонит корпус вперед, все потому что стопа находилась в сильном сгибании.  Наклоняется вперед, потому что не может удерживать равновесие с такой постановкой стоп.

Не ходячий ребенок, присаженный в неправильные специфические позы, по определению не сможет ходить или будет ходить неправильно. Такое присаживание носит грубый заранее запланированный регресс и наносят еще больший вред его здоровью и психическому состоянию.

*На фотографиях были представлены дети с повышенным тонусом в конечностях и слабым корпусом.

Неправильные присаживания детей

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Ребенок с нарушением физиологического тонуса, и вертикальной реакцией, не может сидеть или стоять правильно. Сидеть с прямыми ногами, удерживая пассивно прямой угол в тазобедренных суставах. Задняя группа мышц является тонической, она сильно укорачивается, что не дает ребенку сидеть правильно, а со временем и стоять, удерживая пятку на опоре.

Дети помладше, находяться больше в горизонтальном положении, лежа в кроватке или в качельках или вертикально, на руках у мамы. Дети постарше сидят или стоят, применяя различные реабилитационные средства для поддержания позы, но в практике 99%, большинство детей от 2 – 3 лет сидят в собственных специфических позах:

Поза на боку

В данной позе согнутые ноги направлены в одну сторону, опора на противоположный  край ягодицы. Обычно ребенка присаживают на одну излюбленную сторону, в такой позе, у ребенка сильно искривляется позвоночник, образуя одновременно  сколиоз грудной и поясничный; круглая спина; укорачиваются и спазмируются мышцы шеи (кривая шея) с одной или с двух сторон. 

У такого ребенка во время хотьбы видна асиметрия позвоночного отдела, таз смещен в одну из сторон. Колени сильно стянуты. В большей степени, такой ребенок во время стояния на прямых ногах, больше опирается на одну ногу (на которой сидит), вторая нога заваливается во внутрь.